Здравствуйте, дорогие друзья!
Приветствуем вас на страницах нового номера Еженедельного Журнала
персонального сайта Юлии Зиганшиной!
Как вам кажется: пять лет — это много или мало? Наверное, скажете вы, всё относительно. А мы конкретизируем задачу и сформулируем так: для периодического издания пять лет — это большой срок? А если мы скажем, что на предстоящей неделе нашему Еженедельному Журналу исполнится пять лет? Нам кажется, что это уже достаточный срок, чтобы говорить об истории издания, радоваться постоянной обратной связи, рассказывать о традициях и… принимать поздравления с первым юбилеем!
Мы очень надеемся и верим, что наш Журнал украшает и наполняет вашу жизнь. Обещаем стараться и впредь!
Неделю назад состоялось знаменательное событие: в Государственном Кремлёвском Дворце прошёл 10-й — юбилейный — День русского романса, который празднуется по инициативе Галины Сергеевны Преображенской — создателя и вдохновителя международного конкурса «Романсиада».
Напомним вам, что Юлия Зиганшина стала лауреатом этого конкурса в далёком 1998 году, то есть, 25 лет назад. Отметим и эту дату:
заглянем в прошлое и поговорим о «Романсиаде».
От прошлого — к настоящему моменту: посмотрите фотографии с недавнего концерта в Кремле — в зале и за кулисами
8 и 9 февраля в казанском Культурном Центре имени А. С. Пушкина состоялись мероприятия, посвящённые русской поэзии разных эпох:
в среду звучали стихи и романсы на стихи поэтов Серебряного века
а вчера отмечали 240-летие Василия Андреевича Жуковского
Совсем скоро мы вновь будем ждать вас в Культурном Центре на концерте, посвящённом юбилею Ф. И. Шаляпина. О самом юбиляре мы поговорим чуть позже, а пока изучите афишу и пометьте себе в календаре, если вы пока этого не сделали
И напоминаем вам, что очень ждём вас в зале Татарской филармонии 18 февраля!
Заглянем в
Календарь знаменательных дат в области романса и песни чтобы узнать: какие ещё праздники и дни рождения мы будем отмечать на предстоящей неделе.
Удивительно богатая на события неделя нам с вами предстоит!..
Сегодня мы отмечаем день рождения Бориса Пастернака. Поэт родился в 1890 году
Мы с вами побывали в Музе Бориса Леонидовича в Переделкине этим летом. Заглянем на минуточку вновь и насладимся и музеем, и летним тёплым днём
Послушаем три песни на стихи Бориса Леонидовича: «
Никого не будет в доме», «
Снег идёт», «
Сосны».
Сегодня — юбилей Героя нашего романса — Матвея Блантера — 120 лет со дня рождения Матвея Исааковича!
Конечно, мы заглянем на
страницу нашего Героя и послушаем
концерт песен любимого композитора.
Сегодня день рождения Александра Володина — драматурга, сценариста и поэта
- Если ни один из лугов, Ни один из лесов. Ни один из прудов, Если ни один из концертов Для скрипки с оркестром Или для рояля с оркестром. Если ни одна женщина — Ее печальный взгляд, Ее веселый взгляд, Ее случайный взгляд — Не могут поднять меня Над моей скудной жизнью, — Значит, я другой и не стою!
- Солнечный снег — это, собственно, и есть основной цвет надежды.
А давайте прямо сейчас посмотрим «
Пять вечеров«!
12 февраля 1865 года родился Алексей Бахрушин — купец, потомственный почётный гражданин Москвы, мануфактур-советник, меценат, благотворитель, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.
Этот портрет Алексея Александровича находится как раз в его Музее, в рабочем кабинете
Здесь же висит Афиша Русских сезонов в театре Шатле в Париже. Автор афиши — Валентин Серов, а изображена на ней — именинница предстоящей недели Анна Павлова! Балерина родилась 12 февраля 1881 года.
Ещё один экспонат Бахрушинского музея приведёт нас к знаменательному юбилею этого года
Скульптор — С. И. Мамонтов, «Ф. И. Шаляпин в роли Демона». И сразу вспоминается, что Савва Иванович сыграл огромную роль в жизни Шаляпина. Перелистаем отрывок из книги Фёдора Ивановича «Маска и душа»:
Сочувствие такого человека (С. И. Мамонтова) имело для меня очень большую ценность. Впрочем, о сочувственном отношении к моей работе Мамонтова я догадывался инстинктом. Он прямо не выражал мне ни одобрения, ни порицания, но часто держал меня в своей компании, приглашал обедать, водил на художественную выставку. Во время этих посещений выставки он проявлял заметную заботу о развитии моего художественного вкуса. И эта мелочь говорила мне больше всего остального, что Мамонтов интересуется мною, как художник интересуется материалом, который ему кажется ценным.Вкус, должен я признаться, был у меня в то время крайне примитивный. - Не останавливайтесь, Феденька, у этих картин, — говорит, бывало, Мамонтов. — Это все плохие.Я недоуменно пялил на него глаза. — Как же плохие, Савва Иванович. Такой ведь пейзаж, что и на фотографии так не выйдет. — Вот это и плохо, Феденька, — добродушно улыбаясь, отвечал Савва Иванович. — Фотографии не надо. Скучная машинка.И он вел меня в отдельный барак, выстроенный им самим для произведений Врубеля.— Вот, Феденька, — указывал он на «Принцессу Грёзу», — вот это вещь замечательная. Это искусство хорошего порядка.А я смотрел и думал: — Чудак наш меценат. Чего тут хорошего? Наляпано, намазано, неприятно смотреть. То ли дело пейзажик, который мне утром понравился в главном зале выставки. Яблоки, как живые, — укусить хочется; яблоня такая красивая — вся в цвету. На скамейке барышня сидит с кавалером, и кавалер так чудесно одет (какие брюки! непременно куплю себе такие). Я, откровенно говоря, немного в этих суждениях Мамонтова сомневался. И вот однажды в минуту откровенности я спросил его:— Как же это так, Савва Иванович? Почему вы говорите, что «Принцесса Грёза» Врубеля хорошая картина, а пейзаж — плохая?А мне кажется, что пейзаж хороший, а «Принцесса Греза» — плохая.— Вы еще молоды, Феденька, — ответил мне мой просветитель. -Мало вы видели. Чувство в картине Врубеля большое…13 февраля исполнится 150 лет со дня рождения Фёдора Шаляпина!
Как мы вам говорили в предыдущем выпуске, нам удалось в преддверии юбилея посетить Музей Ф. И. Шаляпина в Москве! Давайте прогуляемся по экспозиции.
В прихожей, как и полагается, стоят чемоданы Шаляпина и висит его пальто. Шаляпин был во всех смыслах высоким человеком!
(случайно попавшая в кадр современная куртка только подчёркивает стать былых лет)
В Музее много «живых» экранов. На этой стене — рассказ о молодых годах певца, и сейчас демонстрируется портрет его первого (и единственного) учителя пения — Дмитрия Усатова. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в его жизни большое участие.
Личные вещи певца и собачка такса, вырезанная из дерева им собственноручно
В гостиной на стенах — картины друзей Шаляпина: Левитана, Серова, Коровина, Нестерова.
Конечно, гитара привлекает внимание. И говорят, что Шаляпин играл на гитаре. А вот какая фотография встретилась нам недавно в одной книге
И вроде бы певец не играл на виолончели, но руки поставлены абсолютно правильно. Не играл, но инструмент этот любил: «Петь надо так, как поёт виолончель!» — так говорил Шаляпин.
Вернёмся в Музей.
В столовой — мемориальный посудный шкаф. Здесь мы хотим обратить ваше внимание на ещё на одну деталь: световая полоса на полу — ограничитель пространства нового поколения.
В этой комнате мы видим вот такую картину Валентина Серова «Рассуждение о рыбалке и прочем».
Дело в том, что в молодые годы Коровин, Шаляпин и Серов страстно увлекались охотой и весело проводили свободное время в рыболовных «экспедициях».
Вот, что писал Шаляпин:
«Соберемся, бывало, с Серовым и Коровиным на рыбную ловлю. Целый день блаженствуем на реке. Устанем до сладостного изнеможения. Возвращаемся домой, в какую-нибудь крестьянскую избу. Принесли рыбу, и после лучения её (тут Шаляпин, видно, подзабыл, что лучение — способ ночной, а не дневной рыбной ловли, с факелом) ночью располагаемся на отдых. Серов поставил холст и весело, темпераментно, с забавной улыбкой на губах быстро заносит на полотно сценку, полную юмора и правды. Коровин лежит на нелепой кровати устроенной так, что её ребра обязательно должны вонзаться в позвоночник спящего на ней великомученика, у кровати — огарок свечи, воткнутой в бутылку, в ногах Коровина, прислонившись к стене, в великолепнейшем декольте при портках — бродяга в лучшем смысле этого слова, Василий Князев (слуга Коровина). Он слушает, иногда возражая. Это Коровин рассуждает о том, какая рыба хитрее и какая дурачливее… Серов слушает, посмеивается и эту рыбную диссертацию увековечивает…»
Комната первой жены Шаляпина, хозяйки этого дома — Иолы Торнаги.
Очень интересный поворот событий. Всем, кто интересовался жизнью певца, известно, что у Фёдора Ивановича было две жены одновременно — московская Иола Торнаги и питерская — Мария Петцольд. Эти женщины, как можно догадаться, не любили друг друга и даже не желали находиться в одном городе: Иола говорила, что никогда не поедет в Санкт-Петербург, но пусть и
она не приезжает. В настоящий момент Музей Шаляпина в Санкт-Петербурге готовится к реконструкции и будет закрыт три года. И что вы думаете? Всю питерскую экспозицию на это время разместят в московском Музее Шаляпина. То есть, эти две женщины всё-таки встретятся. Честно говоря, нет уверенности в том, что это правильное решение, но вот, уже в конце февраля можно будет посетить московский Дом и посмотреть обе экспозиции. Говорят, что директор Музея в Санкт-Петербурге, приезжая в Москву, не смотрит в глаза Иоле на её портретах — совесть мучает…
Шаляпин очень любил азартные игры, но не выносил проигрышей. Его секретарю в гастрольных поездках приходилось туго: нужно было много играть с певцом и всё время стараться проигрывать. В бильярдной по периметру под потолком висела холщовая ткань, на которой все, кто здесь бывал — расписывались. Сегодня об этом напоминают деревянные панели, на которых можно разглядеть автографы Горького, Коровина, Бунина, Куприна, Гиляровского, самого Шаляпина.
Невероятную популярность певца не могли не использовать различные бренды: так появились духи «Ф. И. Шаляпин»
сигареты
даже карты
Гостиная Шаляпина, где часто звучал его голос
на противоположной стене — тень Певца
рояль — подарок!
А этот портрет мы вам показывали в прошлый раз и задавали вопрос: кто его написал?
Так вот, начинал его — Коровин, продолжал сам Шаляпин, а закончил — Серов.
Кресло певца, привезённое в этот Музей из Парижа дочерью Шаляпина.
Сценические костюмы
Одно помещение повторяет гримёрную артиста
На столике — накладные носы
Шаляпин всегда гримировался сам и делал это мастерски. Щепкина-Куперник сожалела о том, что такое произведение искусства — шаляпинский грим — живёт всего один вечер.
Комната Шаляпина. После революции семью певца потеснили, и из двадцати пяти комнат оставили только три и те — в разных местах. Эта комната осталась в распоряжении Шаляпина.
Гениальный певец, новатор, открывший огромные перспективы всему поющему миру, образец преданности делу, титанической работы — это и ещё многое-многое другое — всё это — Шаляпин!
Прекрасную экскурсию по Музею-усадьбе Ф. И. Шаляпина для Юлии Зиганшиной провёл экскурсовод Александр Аксёнов. Очень радостно, когда экскурсовод «живёт» своим героем, рассказывает так, будто лично был с ним знаком и дружен. Именно тогда у экскурсантов возникает ощущение причастности к истории, полное представление о личности. А полное представление — это не погружение буквально во все детали, а, в первую очередь, именно — доброе и уважительное отношение рассказчика. Деталей в рассказе было очень много, но все они только подчёркивали величие творчества и личности Шаляпина.
Поэтому мы вам рекомендуем: 1. обязательно посетить Музей Шаляпина в Москве (если вы этого пока не сделали, а если бывали, то прийти вновь — посмотреть на дополненную экспозицию!); 2. Пригласить к себе в экскурсоводы Александра Аксёнова.
И кстати, эта встреча может иметь очень интересное продолжение: дело в том, что, как оказалось, Александр — певец! А ещё — лауреат «Романсиады». Более того — дружит и сотрудничает с Виктором Наумовичем Фридманом. И вот, пока в общих только чертах, но появилась идея нового совместного — Зиганшиной и Аксёнова — концерта, например, с таким названием — «Поющие экскурсоводы». Как думаете — хорошая идея?
13 февраля 1769 года родился Иван Андреевич Крылов
Конечно, басней «Квартет» пополним нашу копилку «Стихов о музыке».
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет! —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь нам как сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».
13 февраля 1932 года родился Игорь Шаферан
Посмотрите
ролик, который был подготовлен в юбилейный год поэта. И, конечно, послушаем песни на стихи Игоря Давыдовича: «
Возможно», «
Журавлёнок», «
Белый танец», «
Ромашки спрятались», «
Детство моё, постой».
14 февраля — ещё один знаменательный юбилей: в 1813 году родился Александр Даргомыжский!
Послушаем романсы Александра Сергеевича: «
Мельник», «
Мне минуло шестнадцать лет», «
Я всё ещё его люблю», «
Я вас любил».
14 февраля 1936 года родилась Анна Герман
Несколько высказываний о незабвенной артистке:
Владимир Шаинский, композитор:
«У неё было удивительно исполнительское качество: она не старалась покорить публику, не пыталась понравиться, она просто выходила и пела. И реакция зрителя была всегда одинаковой — овации».
Рафаил Рагимов, звукорежиссёр всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия»: «
Анна Герман, пожалуй, единственная из артисток, кто приходил на студию, будучи приготовленной на сто процентов. Она четко знала, какое количество песен за смену должна записать, и никогда не просила записать больше, если даже оставалось много времени. Она почти не распевалась.Анна входила в студию, вставала за ширму, где был микрофон солиста, и начиналась запись. Один-два, максимум три дубля — и песня была записана. Не построчно. Не по куплетам, как часто записывали артисты, а целиком — от первого до последнего слова».
Валентина Адариди, фотограф:
«Мы познакомились на одной из таких съёмок в первой студии ленинградского телевидения. Анна произвела на меня очень приятное впечатление. Милая, скромная, застенчивая, молчаливая. В отличие от своих коллег она ничего не делала для саморекламы, просто приходила в студию без эпатажа, без сенсаций и пела свои грустные песни. Я сделала серию снимков Анны и решила ей их подарить. Спросила у неё адрес, она написала его на обороте своей фотографии, случайно оказавшейся у неё в сумочке.Я отослала сделанные мной фотографии в Варшаву, даже помню формат снимков — 13×18. И вскоре пришел ответ — очень нежное письмо от Анны, в котором она благодарила меня за эти снимки. Я дарила фото многим известным актерам, которых снимала, но только от Анны Герман я получила личную благодарность».
Всего несколько строк, а портрет артистки вырисовывается ясно и чётко.
Все эти цитаты взяты из книги-подарка, которую Юлия Зиганшина получила из рук автора — Ивана Ильичёва
Часто так бывает, что, чем больше узнаешь о жизни артиста, тем приземлённее его образ, потому что жизнь — это не только творчество, но и быт. Но с Анной Герман в этой книге — ровно наоборот. Чем дальше читаешь и больше узнаешь, тем возвышеннее её душа, тем добрее её сердце, тем теплее от неё чувство!..
Послушайте концерт Юлии Зиганшиной, посвящённой Анне Герман — «
Моя звезда».
И книга, о которой мы вам рассказали только что, и книга, откуда взята фотография Шаляпина с виолончелью, и многие-многие другие книги — это подарки Юлии Зиганшиной! И это бесценные подарки, за которые певица очень благодарна, потому что в них — и новые идеи, и вдохновение! Особенно нам приятно это говорить накануне Дня дарения книг — он состоится 14 февраля.
Большое спасибо всем дарителям!
15 февраля — День завязывания узелков на счастье. Казалось, что их завязывают на память, но, видимо, для счастья тоже. Попробуйте такой
11 февраля — День гитары!
Мы без гитары — никуда! «
Эй, друг гитара, что звенишь несмело?» — поём мы вновь и вновь!
12 февраля — День прокладывания тропинок. Да, пусть тропинки будут в ваших руках (или ногах?) Главное, чтобы они вели вас к счастью!
Открывая новую пятилетку, наш Еженедельный Журнал желает вам здоровья и благополучия! До встречи через неделю, друзья!
Мы благодарим за фотографии Светлану Линд и Александра Росточкова.
P. S. Если вам интересно полистать наши предыдущие номера (а рассылка осуществляется с 16 февраля 2018 года — каждую неделю без перерыва!), то это всегда можно сделать в
Архиве рассылки — на главной странице, внизу.
P. P. S. На всякий случай напоминаем вам, что все слова и предложения, которые подчёркнуты и синим цветом — это активные ссылки. Нажав на них, вы как раз и попадёте на нужную страницу или указанную песню!
P.P.P.S. Если вдруг в пятницу к вам не пришёл номер Журнала (а специальных предупреждений не было), то сначала проверьте спам, во-вторых, проверьте — не полон ли ваш почтовый ящик, а потом сообщите, пожалуйста, об этом в «
Обратной связи», чтобы мы могли исправить такое недоразумение!
И помните, что каждый новый номер Журнала сразу попадает в
Архив, где вы всегда можете его прочитать.