Почему я не пою песен Высоцкого?
Исполнители находятся в очень выгодном положении они вольны выбирать тот репертуар, который им ближе, интереснее и так далее. В отличии, скажем, от авторов, основная репертуарная часть которых всё-таки свои песни. Многие авторы тоже занимаются исполнительством, но кто же представит миру их песни, если не в первую очередь они сами?! А исполнители свободны от «обязательств» и выбирают лучшее на свой вкус. Конечно, вкус у всех разный, но тем и интереснее!
Любого нового автора или композитора, который встречается на моём творческом пути, я стараюсь сначала по возможности подробно изучить и... найти лучшее, что и входит в мои программы. Причём, критериями отбора являются не только мелодия и текст, которые должны мне понравиться, но и те возможности песни, та многослойность произведения, которая позволила бы мне найти что-то своё отличное от авторского или принятого исполнения. Так интереснее! И есть некоторые песни, которые мне очень нравятся, но исполнять я их не берусь, потому что, на мой взгляд, в них всё уже сказано, исполнено и добавить нечего.
Развернуть
Совсем недавно в моей жизни случилось историческое событие! Не вселенского масштаба, даже не в масштабе страны или города — а моё личное историческое событие!
На концерте романсового клуба «Элегия» я пела «Под лаской плюшевого пледа» — романс из кинофильма «Жестокий романс». В этом фильме романсы исполняет, как известно, Валентина Пономарёва.
Я много раз писала о том, что именно этот фильм — моё окно в мир романса, что с него началось увлечение этим бесконечно интересным жанром, что на этот голос отозвалась моя душа, что и этот фильм, и этот голос — отправная точка моего творческого пути.
Так вот: Валентина Дмитриевна была в этот вечер в зале! Я и раньше имела честь петь для неё. Она бывала на моих концертах, мы встречались и общались. А вот петь для неё ЕЁ романсы мне не приходилось. Исполняемый репертуар с организатором концерта и руководителем клуба «Элегия» Валентиной Кемниц мы обсудили давно, а то, что Пономарёва будет в зале, я узнала прямо перед концертом.
Это очень волнующий момент моей жизни!
Развернуть
Когда о чём-то или о ком-то слышишь много восторгов, то чаще всего при личной встрече наступает разочарование. Так вот — недавно случилось совсем наоборот.
Я довольно давно наблюдаю за Томском издалека — подписана на томские страницы в соцсетях, знакома с томичами. Надо, наверное, пояснить, что уже давно я питаю слабость и тягу к старинному быту, причём больше не к дворцовой старине и не к деревенской, а к особняково-усадебной и провинциально-деревянной, каким был до недавнего времени и мой родной город. Видимо, это, как и всё остальное, из детства, а ещё усугубилось делом моей жизни — русским романсом. Мне всегда хотелось побывать в том времени, когда те романсы, которые мы сейчас зовём старинными, были современными. Как люди тогда разговаривали? Как пелись романсы, как их слушали? Во что люди были одеты? В каких домах жили? Конечно, какое-то представление мы об этом имеем, но вот стоИт старинный деревянный дом — покосился, потемнел, порастерял некоторые детали… А каким он был новым, только что построенным? Короче говоря, я осознанно или подсознательно везде ищу дух того времени. Отсюда моя любовь к музеям — зачастую только здесь можно ощутить его.
А вот недавно я почувствовала его просто на улице, в современном мне пространстве, не перемещаясь во времени: в Томске.
Развернуть
Недавно Вера Таривердиева опубликовала в Фейсбуке фотографии рукописей сочинений Микаэла Таривердиева к кинофильму «Ирония судьбы или с лёгким паром». Какой трепет я испытала, глядя на эти ноты! Сейчас нет в нашей стране человека, который бы не знал этой музыки, даже если он вдруг не смотрел фильм, что маловероятно! Вот ведь, едва заслышишь первые звуки вступления, сразу перед глазами картина — летят снежинки на фоне ночного неба и одинаковых домов! Представили? И сразу весь фильм быстрым слайд-шоу пролетит в воображении! А вот эти рукописи появились, когда ещё никто, кроме, наверное, самых близких людей, не слышал этих удивительных мелодий. И, наверное, посещали Маэстро сомнения — так или не так должна звучать та или иная тема. Понравится ли? Запоют ли? Глядя на эти ноты, чувствую, что заглянула в воображаемое закулисье, в творческую мастерскую. А вот сейчас каждый из нас знает об этой музыке чуть больше, чем знал тогда Микаэл Леонович: очень понравится! Запоём всей страной!
Развернуть
ТЫ УВИДИШЬ — ОН БЕСКРАЙНИЙ!В те края я собралась впервые. Не знала — куда еду, думала, что там, как у нас, только холодно. Оделась, как могла, купила термобелье, полетела. Цель — XXXIV Таймырский фестиваль авторской песни в Норильске.
Роман Ланкин и Юлия Зиганшина на XXIV Таймырском фестивале авторской песни в Норильске.
Вот как раз холодно-то и не было. Север принял меня по-доброму! Минус двадцать — красота! Из аэропорта ехали в темноте — раннее утро. Ехали долго, кругом снежные равнины. Потом расселение, сон — досып (вылетели вечером, а прилетели утром — разница во времени). Сбор всех участников в Городском культурном центре, обед. Вдруг стало известно, что по некоторым обстоятельствам первого концерта не будет — фестиваль начнётся только завтра. Поехали в гости к замечательным ребятам, провели чудесный вечер с рыбой и песнями, в чудесной компании, в чудесном доме. Потом в уютную квартиру-гостиницу — спать.
И вот наступила ночь.
Развернуть
Я не могу сказать, что я заядлый путешественник, но кое-где была и кое-что повидала. И вот недавно судьба подарила встречу со Стамбулом. И почему-то эта встреча по силе эмоций и впечатлений отличается от предыдущих. Я обожаю Париж, готова без конца ездить в Барселону, я люблю Израиль, Италию, Германию, Польшу и другие страны. Очень люблю! Но Стамбул стал какой-то отдельной историей. Я думала-думала — что же такого здесь особенного. И вот, что надумала: Стамбулом не любуешься со стороны, он проникает в тебя сам, пока ты этого не заметил, и начинает воздействовать на все твои чувства…
Развернуть
«Не сотвори себе кумира». Да, не сотвори! Но думаю, что у каждого артиста (а мы будем говорить об искусстве) есть своя система ценностей или свои ориентиры, точки опоры, с помощью которых ты готов перевернуть мир! Сотворение кумиров и следование (подчас слепое) им тоже присутствует в искусстве: чем открывать новые пути, гораздо проще идти по уже проторенным дорогам. Хуже, что зрителя по таким дорогами трудно увести за собой он зритель скорее всего предпочтёт оригинал копии. Есть обратная сторона вопроса полное отрицание того, что было сделано до тебя. Как говорится, ничего святого. И опять-таки, зрителя можно привлечь подобным «новаторством», но, увы, ненадолго, потому что это говорит скорее о глупости артиста, нежели об оригинальности: не брать во внимание накопленный веками опыт доказывает либо необразованность, либо лень послушать и посмотреть, что было до него, либо непонимание, что всё уже сделано до нас и наша задача, переварив прошлое, получить шанс сказать что-то своё.
Развернуть
Как известно, в жизни каждого человека случаются переломные, а лучше сказать — судьбоносные моменты. Значение их невозможно оценить сразу — с близкого по времени расстояния. Но чем дальше они удаляются в прошлое, тем яснее и значимее становится их роль в твоей судьбе.
В моей творческой биографии таким моментом стал конкурс молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Именно с лауреатства на этом конкурсе я веду отсчёт своей профессиональной деятельности. Именно там молодой начинающий артист начинает улавливать очертания того, без чего он потом жить уже не сможет. (Читая эти слова, можно заподозрить автора или в пафосности, или в иронии, но тут нет ни того, ни другого — не сможет и всё. Точка.) Попав в эту атмосферу, кожей ощутив те эмоции, которые испытываешь, исполняя романс; пообщавшись с людьми, которые и есть история Романса, — без всего этого чувствуешь себя уже творчески абсолютно одиноким. Вот тут и появляется зависимость — крепкая, прочная, неизлечимая зависимость — романсовая, та, что определила всю мою будущую жизнь!
Развернуть
До сих пор находясь под впечатлением от концерта Нани Брегвадзе, пересматривала в интернете передачи с её участием. Одна из них — «Пусть говорят» — выпуск, посвящённый недавнему юбилею певицы. И вдруг получила неожиданный и очень приятный подарок для себя: на экране сменяли друг друга фотографии и кадры из жизни Нани Георгиевны. И тут на одной из фотографий я увидела себя! Этот снимок был сделан после одного московского концерта несколько лет назад, где я имела честь и счастье петь в такой потрясающей компании. И этот концерт, и сам момент съёмки я прекрасно помню, но фотографии такой у меня не было. Теперь есть!
Развернуть
Сегодня моей бабушке Суфие Абдулловне Зиганшиной исполняется 101 год. Восемь лет её уже нет с нами. И чем дольше нет её рядом, тем чаще я её вспоминаю. И как это бывает, воспоминания протекают в обратном направлении: от последних её лет до первых моих.
Моя бабушка.
Здесь моей бабушке 24 года. Она — работница мыльной фабрики. Её фотография попала в газету «Советская Татария»! Развернуть